Осмотр и описание следов и вещественных доказательств - Методика, пособия и рекомендации следователю - Каталог статей - Право на информацию
Четверг, 23.10.2014, 02:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Методика, пособия и рекомендации следователю [4]
Мини-чат
200
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Методика, пособия и рекомендации следователю

Осмотр и описание следов и вещественных доказательств
Обнаружение, фиксация и изъятие пуль, патронов
гильз, дроби, картечи, пыжей, следов выстрела и др.

Стреляные гильзы несут большое количество информации. По ним нередко удается установить вид и систему оружия, примененного преступником.
При осмотре места происшествия на открытой местности осматриваемую площадь рекомендуется разбить на квадраты и последовательно и тщательно осмотреть каждый из них. В случае необходимости, нужно обследовать кучи песка, снега, земли, мусора путем просеивания их через мелкую сетку или сито. Снег можно растопить, траву, затрудняющую поиск - скосить. Кроме того, гильзы, находящиеся в снегу, сене, мусоре, лужах и т.п. можно обнаружить металлоискателем. Практике исследования известны случаи, когда гильзы обнаруживались служебно-розыскной собакой. Аналогично изложенному выше способом можно осуществлять поиск пуль, дроби, картечи, пыжей. Следует помнить, что из револьверов и охотничьих ружей стрелянные гильзы выбрасываются на месте разрядки вниз, из магазинных винтовок и ружей - чаще всего вправо, а из автоматических пистолетов - очень часто вправо и сравнительно реже влево, назад и вперед.
Обнаруженные гильзы следует пронумеровать. Затем нужно зафиксировать их положение в протоколе, плане (схеме), фототаблице, замерить расстояние между гильзами и двумя постоянными ориентирами.
Если гильз несколько, следует измерить расстояние и между ними.
Брать гильзу рекомендуется за край донышка и дульца. Для сохранения несгоревших порошинок и порохового запаха дульце гильзы следует заткнуть куском ваты, бумагой, пробкой, канцелярской резинкой.
Для осмотра гильзу желательно положить на лист чистой белой бумаги.
Гильзы при изъятии упаковываются в чистую бумагу, каждая отдельно, затем в конверт или коробку.
При осмотре пуль, дроби, картечи запрещается касаться поверхностей извлекаемых снарядов пинцетом, плоскогубцами, другими инструментами. Из деревянной преграды эти объекты следует выпиливать или вырубать с окружающим участком. Из кирпичной кладки- выбить с помощью шлямбура, диаметр которого должен значительно превышать входное отверстие. Из грунта- снять с учетом возможной глубины залегания, просеять через сито или промыть в воде. Из снега- собрать и растопить снег. Упаковываются пули, дробь и картечь в промасленную бумагу, каждый объект отдельно, затем в конверт или коробку.
Несгоревшие /полусгоревшие/ зерна или пластинки пороха изымаются пинцетом на увлажненную фотобумагу. Можно упаковывать в пробирку с резиновой пробкой, если фотобумага- в конверт.
Следы выстрела /рикошета, пороха/, копоть, опаление изымаются вместе с предметом-носителем, с частью преграды, с громоздких предметов делаются соскобы копоти. Одежда, влажная от крови, аккуратно раскладывается и сушится при комнатной температуре. Участок с повреждениями обшивается белым материалом размерами 25х25 см, складывается просушенная одежда обшитым участком внутрь, упаковывается в чистую ткань или плотную бумагу, затем в ящик или коробку. Соскобы помещаются в пробирку.
Прокладки и пыжи изымаются целиком с использованием пинцета, при этом
следует соблюдать осторожность чтобы не повредить края. Упаковываются в чистую бумагу, каждый объект отдельно.
Поврежденные стекла /со следами выстрела/ из рамы изымаются целиком с предварительно наклеенным на них листом бумаги. Если осколки- сложить, восстановить первоначальную форму и закрепить клеем на листе. Использование силикатного клея запрещено! Упаковываются стекла между двумя целыми стеклами /окантовать края лейкопластырем или изоляционной лентой/, затем в деревянный ящик.
Следы оружия /на коже рук/ изымаются смывами с тыльной и внутренней стороны кистей ватным тампоном, смоченным этиловым спиртом /правая и левая кисть
отдельно/ и упаковываются в бюксы с этиловым спиртом или дистиллированной водой , каждый тампон отдельно.
Изъятые и осмотренные пулю, гильзу, дробь, картечь, пыж необходимо упаковать указанными выше способами, надписать на упаковке, где эти объекты изъяты и по какому делу, время изъятия, уложить в контейнеры и опечатать печатью следователя. Об этом нужно сделать соответствующую запись в заключительной части протокола осмотра места происшествия. Следует помнить, что при изъятии и упаковке пуль, гильз, дроби, картечи, пыжей чистить их недопустимо.
При осмотре трупа со следами выстрела до производства экспертизы не разрешается обмывание ран и удаление кровяной корки с повреждений, зондирование раневого канала и извлечение снаряда металлическим инструментом. Труп лучше транспортировать помещенным в чистую ткань, брезент. При "слепых" проникающих ранениях, не повлекших смерть потерпевшего, необходимо предупредить медперсонал, проводящий операцию, о необходимости сохранения снаряда и осторожного обращения с ним.

В процессе осмотра гильзы в протоколе фиксируются следующие данные:
- Ее вид (пистолетная, револьверная, винтовочная, ружейная);
- Форма ее корпуса (бутылочная, цилиндрическая);
- Соотношение диаметров корпуса и шляпки (гильза с не выступающей шляпкой -беззакраинная, с выступающей шляпкой- закраинная);
- Размеры гильзы (длина, диаметры шляпки, корпуса и внутренней части дульца);
- Цвет материала, из которого изготовлены корпус и капсюль;
- Маркировочные обозначения на шляпке (калибр, год выпуска, марка завода, звездочки и т.п.);
- Материал, из которого изготовлена охотничья гильза (бумага, металл);
- Нет ли на корпусе и донышке гильзы следов пальцев рук;
- Признаки способа (обжим, кернение) крепления пули к гильзе;
- Наличие, месторасположение и характер следов от частей оружия: бойка ударника на капсюле(круглая, овальная, грушевидная); патронного упора и отражателя на донышке; выбрасывателя на передней поверхности закраины шляпки; магазина и патронника на корпусе гильзы):
- Имеют ли следы блеск;
- Дефекты гильзы (трещины, вмятина, разрывы дульца, раздутие);
- Нет ли на корпусе гильзы следов в виде царапин, являющихся результатом стачивания гильзы при ее подгонке к патроннику оружия другого калибра;
- Исходит ли из полости гильзы запах сгоревшего пороха;
- Наличие нагара снаружи и внутри корпуса гильзы;
- Нет ли в полости гильзы несгоревших порошинок;
- Наличие (отсутствие) на гильзе следов коррозии, ее интенсивность, цвет.
Признаки выстрела патроном, не соответствующим данному оружию по калибру:
- Разрыв дульца гильзы;
- Раздутие дульца гильзы, имеющей бутылочную форму;
- Увеличение длины дульца гильзы, имеющей бутылочную форму;
- Наличие отпечатка каналов ствола на дульце;
- Наличие отпечатка патронного ввода на нижней части корпуса гильзы;
- Следы стачивания гильзы напильником.

При осмотре пули в протоколе необходимо отразить:
- Ее вид по устройству (оболочечная, полуоболочечная, безоболочечная);
- Вид по назначению (пистолетная, револьверная, винтовочная, кустарная и т.п.);
- Форму кончика (острый, плоский, овальный) и хвостовой части (цилиндрическая, конусная);
- Цвет оболочки;
- Наличие деформации (разорвана, сплющена, вытянута, с трещиной);
- Размеры (длина и диаметр донышка);
- Наличие на пуле посторонних частиц (волокон, крови, частиц кирпича, извести, пыли и т.п.);
- Наличие на кончике отличительной окраски (кончики трассирующих пуль имеют зеленую окраску, бронебойных - черную, зажигательно-пристрелочных - красную);
- Признаки способа крепления пули к гильзе (кольцевой желобок, следы кернения);
- Наличие и характер маркировочных обозначений на донышке;
- Количество, направление и наклон следов полей нарезов канала ствола, их выраженность.
Наличие и характер признаков выстрела пулей, не соответствующей
оружию по калибру:
- вытягивание пули;
- вырывание сердечника;
- из оболочки, слишком глубокие или слабовыраженные следы полей канала ствола. Если пуля деформирована, необходимо измерять максимальный и минимальный диаметры ее донышка. При выстреле из оружия с правым направлением нарезов следы полей канала ствола наклонены вправо от оси пули. Для подсчета количества и определения направления следов полей пулю следует осматривать со стороны донышка.

При осмотре дроби и картечи в протоколе нужно указывать:
- Форму дроби (чечевицеобразная, каплеобразная, трубчатая, призматическая, цилиндрическая, шаровая, с острыми краями /"сечка"/, со сглаженными краями /"катанка"/ и т.п.), одинаковы ли или различны по форме дробины;
- Размеры (диаметр)- минимальный и максимальный;
- Цвет и состояние поверхности (матовая, глянцевая, пористая);
- Наличие следов инструмента на самодельной дроби, картечи;
- Наличие и характер следов, возникших от взаимодействия дроби, картечи с препятствиями (отпечатки рельефа поверхности препятствий, поверхности канала ствола царапины, стекольная пыль, кровь, грязь, волокна древесины и т.п.)
Если форму дроби или картечи описать трудно, их нужно сфотографировать.
Для определения диаметра дроби следует уложить в ряд 20-30 дробин, измерить длину ряда и разделить полученный показатель на количество дроби. Если форма дроби неправильная, надо измерить штангенциркулем ее наибольший и наименьший диаметры.

При осмотре пыжа в протоколе следует зафиксировать
- Место обнаружения пыжей
- Материал, из которого сделан пыж (шерсть, картон, бумага, пробка, промасленный войлок, ткань и т.п.).
- Его состояние (сухой, влажный, разволокненный, обгоревший).
- Форма и размеры (диаметр и толщина).
- Наличие и характер текста на листе бумаги, из которого сделан пыж.
- Наличие посторонних частиц ( пороховая копоть, пыль, грязь и т.п.).

Фиксация выявленных огнестрельных повреждений в протоколе осмотра
При выявлении огнестрельных повреждений в протоколе следует зафиксировать:
1. Их местоположение (определяется путем измерения расстояния от центра каждого повреждения до двух постоянных ориентиров ("устойчивых точек"); при наличии трупа - путем измерения расстояния до его тела.
2. Количество и взаимное расположение определяется посредством измерения расстояний между несколькими повреждениями.
3. Вид (сквозные отверстия, царапины, вмятины и т.п.).
4. Форму (круглую, овальную, неправильную, щелевидную).
5. Характер краев (Т-образные, звездообразные, крестообразные, ровные, неровные, рваные).
6. Размеры.
7. Наличие вокруг повреждения признаков выстрела с близкого расстояния (отпечатков дульного среза оружия, копоти, опаливания, несгоревших порошинок, следов смазки).
8. Форму зоны отложения копоти (круг, пятно неправильной формы, лучистый венчик, круглое пятно, окруженное слева и справа сигментообразными пятнами, кольца и лучи).
9. Размеры закопченной зоны (в двух взаимно перпендикулярных направлениях).
10. Цвет зоны отложения копоти и степень ее закопченности.
11. Материал (ткань, дерево, металл, бетон, кирпич, штукатурка, стекло и т.п.), из которого изготовлена пробитая преграда, и толщину последней.
12. Признаки направления выстрела (направление канала внедрения пули в преграду (пробоины) и его глубину можно определить деревянной палочкой).
13. Характер повреждений в стекле (наличие отверстия, пояска вокруг него с нарушенной структурой стекла, о чем свидетельствует его помутнение, радиальных и концентрических трещин- ровных, с плавными изгибами или ломаных). Нужно указывать, с какой стороны трещин больше.
14. Наличие (отсутствие) блеска у краев повреждений в металле, являются ли отщепы волокон по краям повреждений в дереве свежими.
15. Расположение осколков стекол (в помещении или вне его).
Рекомендуется подсчитать количество повреждений, обвести мелом весь участок рассеивания дроби, картечи и измерить его по двум взаимно перпендикулярным направлениям, приняв за одно из них наибольший диаметр поврежденного участка.

Описание огнестрельных повреждений на трупе в протоколе
осмотра места происшествия
- Местонахождение огнестрельного отверстия на одежде и теле трупа. При этом указывается его уровень (расстояние от края подошв трупа до отверстия, измеряемое с помощью метра).
- При наличии нескольких повреждений - и расстояния между огнестрельными отверстиями.
- Форму и размер огнестрельных повреждений, характеристику их краев, наличие признаков входного и выходного отверстий (дефект тканей, поясок осаднения, поясок обтирания, разрыв кожи).
- Внешний вид ткани или кожи вокруг каждого повреждения (наличие отложений копоти, и зерен пороха, их размер, плотность кожи вокруг отверстия).
- Наличие, характер, местонахождения, размеры следов крови, обрывков тканей тела;
- положение рук относительно обнаруженного оружия, наличие следов на кистях рук (на ладонях и тыльной стороне кистей).

Фиксация результатов осмотра обнаруженного оружия
1. Вид оружия (пистолет, револьвер, автомат, карабин, охотничье ружье и т.п.).
2. Точное расположение оружия по отношению к окружающим его объектам (нужно назвать расстояние от дульного среза оружия до двух ближайших ориентиров; при наличии трупа - расстояние до его ближайшей части, ближайших границ ладоней).
3. Направление оси канала ствола (определяется по компасу или указывается относительно неподвижных объектов, а также трупа).
4. Положение рукоятки затвора винтовки (автомата) или окна кожуха пистолета по отношению к поверхности, на которой находится оружие.
5. Характеристика поверхности, на которой найдено оружие, и наличие следов непосредственно под оружием (вмятин, царапин и т.п.).
После детального осмотра оружия в протоколе нужно зафиксировать:
Вид: пистолет, револьвер, винтовка, ружье, карабин и др.;
Система: "Наган", "ТТ", "АКМ", "ПМ" и т.д.;
Калибр: 5,6; 6,35; 7,62; 7,65; 9,0; 11,45; 16 и др.;
Номер оружия;
Год выпуска;
Фирменные знаки;
Надписи, монограммы, инкрустации;
Положение курка (спущен, на боевом, предохранительном взводе).
Положение боевого механизма: на боевом взводе; на предохранителе; не на боевом взводе;
Ощущается ли запах сгоревшего пороха, исходящий из ствола.
Наличие патронов: в патроннике; магазине; перекошенный патрон в окне затвора; 9. Наличие в каморах барабана револьвера патронов или гильз, последовательность их расположения, пуста ли камора против ствола или в ней что-то находится (гильза, патрон). Количество оставшихся в магазине патронов, маркировочные обозначения на патронах, следы, которые могут свидетельствовать об осечке.
Канал ствола: количество нарезов, их направление; забит или свободен; загрязнен или чистый; наличие смазки, порохового нагара, ржавчины, посторонних частиц и т.п.
Состояние оружия: наличие смазки; коррозия на внешних и внутренних поверхностях; поломка частей; отсутствие деталей; замененные детали и др.;
Наличие посторонних веществ: кровь, волосы, костные отломки, мозговое вещество, земля, следы рук и др.;
Отметки о чистке и смазке оружия: материалы, примененные для чистки (вата, марля, ветошь и др.) и смазки (масло, жир и др.);
Наличие следов пальцев рук: характеристика, тип узора, местонахождение следа;
Описание упаковки.
При осмотре и разряжении оружия соблюдать меры предосторожности !
До момента окончания разряжения оружия все присутствующие на месте происшествия люди должны располагаться в одном месте. В случае переноса оружия на
другое место для осмотра, подготавливаемая поверхность застилается чистым белым листом бумаги, на который и будет положено оружие для продолжения его осмотра. После следователь или специалист определяют как взять оружие, как его перенести, какое при этом соблюдать направление канала ствола переносимого оружия. При это соблюдать следующие обстоятельства: а/ по направлению возможного непроизвольного выстрела при перенесении оружия не должно быть людей /при этом учитываются и те люди, которые могут находиться за перегородками и междуэтажными перекрытиями/; б/ по направлению возможного непроизвольного выстрела не должно также быть поверхностей, от которых снаряд может рикошетировать и таким образом неожиданно изменить направление своего полета. Наиболее опасными с точки зрения возникновения рикошета объектами являются, в частности, батареи парового отопления, непокрытые обшивкой железобетонные стены, булыжник и т.п.
Порядок переноса оружия: в левую руку берется согнутая вдоль полоска бумаги
размерами приблизительно 20х5 см, конец которой подводится под дульный конец канала ствола оружия, с тем чтобы предотвратить потерю частиц из ствола оружия. Средним и безымянным пальцами правой руки /в стерильных перчатках/ осторожно приподнимается рукоятка пистолета и под нее подводится рука. После того как следователь убедится, что рукоятка пистолета надежно лежит на четырех /втором, третьем, четвертом и пятом/ пальцах руки, производится захват большим пальцем. как только следователь удостоверится в том, что оружие удерживается им прочно всеми пятью пальцами, оружие приподнимается и направляется в пол под углом приблизительно 45 градусов. Следует помнить, что обращение оружия дульным концом в пол не всегда обеспечивает должную безопасность /от пола может срикошетить, в помещениях внизу могут находиться люди/. В связи с этим необходимо каждый раз подумать, соображаясь с обстановкой, куда направить дульный конец оружия. В описанном выше положении оружие переносится на подготовленное для продолжения осмотра место, где укладывается на ту же сторону, на которой оно было обнаружено, с сохранением того же направления канала ствола.
При разряжении оружия необходимо соблюдать те же меры предосторожности.
Если при извлечении патрона или стреляной гильзы из патронника была зафиксирована задержка, в результате чего, например, пришлось двукратно передернуть затвор, то этот факт тоже фиксируется в протоколе. При возникновении задержек при извлечении патрона из патронника оружия не производилось многократного передергивания затвора, не использовались на месте происшествия шомполы. В целях сохранения имеющихся на гильзе или патроне следов от частей оружия следует отказаться от разряжения, а применить в таких случаях прокладки, которые помещаются между задним срезом канала и передним срезом затвора. Такая прокладка изготавливается из дерева и представляет собой цилиндрическую палочку диаметром на несколько мм больше диаметра штатного для данного оружия патрона и длиной равной длине такого патрона. При оттянутом назад затворе прокладка вводится через окно для выбрасывания стреляной гильзы между затвором и стволом оружия и фиксируется там путем перевязывания окна куском шпагата.
Короткоствольное оружие лучше всего упаковать, укрепив его на дне деревянного ящика. Для этого оружие предварительно укладывают на дно ящика и обводят карандашом. Затем карандашом делается несколько отметок для будущих отверстий, через них пропускается шпагат, с помощью которого оружие прикрепляется к дну ящика. Если на оружии имеются какие-либо следы, то отверстия размещаются таким образом таким образом, чтобы пропущенный через шпагат не задел этих следов.
Оружие, предназначенное для пересылки, нужно разрядить. Затвор или курок необходимо спустить с боевого взвода. Обойму автоматического пистолета или патроны (гильзы) из барабана револьвера вынимать не рекомендуется. Дульную часть ствола следует прикрыть бумагой или пробкой. Пересылать оружие на исследование лучше всего
с нарочным.

Описание трупа с повреждениями, причиненными тупыми и острыми орудиями
- Расположение, размер, форма, глубина ран, характер их краев, признаки, характеризующих направление нанесения ударов.
- При наличии ссадин, кровоподтеков - их расположение, форма, цвет.
- Наличие частиц грязи или краски, оставленной орудием преступления.

Фиксация признаков, связанных с повешением человека
- Материал, из которого изготовлена петля.
- Положение петли на шее трупа.
- Способ прикрепления петли к точке опоры; при наличии узла - его описание.
- Размер петли и каждого свободного ее конца.
- Наличие, направление, ширина, плотность, цвет странгуляционной борозды (отпечатка петли на шее), место, где она прерывается, и другие особенности.
- Наличие других повреждений, характерных для инсценировки самоубийства (следов от сдавливания шеи руками в виде ссадин полулунной формы, кровоподтеков, второй странгуляционной борозды и др.).

Осмотр трупа новорожденного
- Пол.
- Длина тела.
- Окружность головы.
- Вес (по возможности).
- Состояние пуповины (перевязана ли она или нет, оборван или отрезан ее конец, соединен ли он с последом и т.п.), наличие или отсутствие сыровидной смазки, наличие на голове родовой опухоли.

Осмотр частей одежды, тары и упаковочного материала при
обнаружении частей трупа
- Одежда, головной убор, обувь:
Название, размер, фасон, наименование и цвет пошивочного и подкладочного материала, заплаты, штопки и т.д.
- Фирменные ярлыки, метки (фабрики-изготовителя, ателье, прачечных, химчистки, ремонтных мастерских)
- Повреждения:
Месторасположения, форма, размер. Соответствие их повреждениям на трупе
- Тара и упаковочный материал, использованные для упаковки частей расчлененного трупа:
Рюкзак, Сумка, Чемодан, Корзина, Мешок , Кусок ткани и других материалов и т.п.
- Род материалов, расцветка, размер, ярлыки, надписи, рисунки, характер загрязнений и повреждений

Фиксация результатов осмотра места дорожно-транспортного происшествия
При рассмотрении дел о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) часто возникает необходимость проведения автотехнической экспертизы с целью установления механизма ДТП и установления технической возможности его предотвращения.
Для решения подобной задачи в распоряжение эксперта-автотехника предоставляются исходные данные, которые удалось собрать при осмотре места происшествия и в ходе следствия. От полноты и точности этих данных зависит не только достоверность выводов эксперта, но и сама возможность получения правильных ответов на поставленные вопросы. Небрежно проведенный осмотр места происшествия приводит к безвозвратной потере важнейших следов и фактов. В дальнейшем восстановить утраченное путем повторного осмотра или следственных действий невозможно . Неприемлемо большие допуски в замерах приводят к невозможности решения поставленной перед экспертом задачи. В результате участник дорожного движения, чьи действия явились главной причиной ДТП, может уйти от ответственности за содеянное.
На место происшествия часто приходится выезжать сотруднику, не знакомому со спецификой осмотра ДТП, и без привлечения, как правило, специалиста. В результате осмотр проводится поверхностно и непрофессионально, что существенно осложняет дальнейшие следственные действия.
Для исключения такой ситуации сотруднику желательно при осмотре иметь данные рекомендации под рукой и производить описание места ДТП в соответствии с приведенной ниже последовательностью:

СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
1). Сведения о дорожном участке, на котором произошло происшествие:
а) Указать название улицы, километр дороги между определенными населенными пунктами, ориентировать участок дороги по сторонам света (проставить стрелку "север-юг" на схеме), перекресток улиц или дорог; если происшествие случилось на перекрестке,
то отмечается: способ регулирования движения на нем, виды регулирующих средств: светофоры, дорожные знаки, их местонахождение и удаленность от границ пересекаю-щихся частей и транспорта, причастного к ДТП;
б) Указать ширину проезжей части дороги и обочины, а при наличии перекрестка - границы и начала закруглений пересечения дорог с привязкой к продолжениям краев проезжих частей ;
Если возможно изменение ширины проезжей части из-за дорожно-строительных работ, благоустройства прилегающей территории или времени года (зимний или летний периоды) необходимо один край проезжей части ( правый или левый, который используется для измерений) в двух точках привязать к стационарным объектам;
в) Тип покрытия : асфальтобетон, цементобетон, щебень, гравий, песчано-гравийное, песчаное, грунтовое, грунтовое с укатанной глиной, травянистое, луговина, торфяник и т.п. и его состояние : сухое, мокрое, влажное, с грязевым слоем поверх, с сыпучим слоем (песка, гравия, гальки), со влажным слоем (песка, снега, глины), с укатанным слоем (песка, снега, грязи), вязкое, и т.п.;
г) Дефекты покрытия: ямы, выбоины, бугры, имеющие отношение к факту ДТП 0, их длина, ширина, глубина (по просвету под прямой рейкой ), высота и расположение от края проезжей части;
д) Особенности профиля дороги: горизонтальный, спуск, подъем по ходу движения транспортного средства (употребление выражения «уклон» недопустимо ), поворот (порядок определения радиуса поворота и величины спуска или подъема см. в приложении);
е) Величина поперечного наклона дороги от центра при опрокидывании транспортных средств (ТС);
ж) Характеристика обочин и прилегающей к дорожному полотну местности. При этом указываются сведения о ширине обочины, ее покрытия и состояния (описывается с учетом описания дорожного полотна), о наличии бордюра, тротуара, глубине кюветов и крутизне откосов, их ширине и удалении от края проезжей части, приводятся данные о наличии других элементов профиля улицы или автомагистрали (полос зеленых насаждений, газонов, лесопосадок, карманов для остановок ), о примыкающих к дороге (улице) объектах (деревьях, домах, постройках, столбах, светильниках и т.п.), влияющих на обзорность (учитываются объекты, отстоящие на 150-200 м от места происшествия).
з) Сведения о наличии разметок дорожного участка: дорожная разметка, линии пешеходного перехода, стоп-линия и т.д.
При осмотре дорожного участка в зимних условиях указывается: ширина дороги, ее состояние, степень очистки от снега, имеется ли колея и, если имеется, то какая ее ширина, глубина каждого следа, определяемая по просвету под прямой рейкой; вид дорожного покрытия: снег, снег со льдом, лед, выбоины со льдом. В отношении снега указывается: твердый, рыхлый, укатанный снег, мокрый, с включениями противоскользя-щих материалов, загрязненный и т.п.
Будьте осторожны в употреблении термина гололед. С точки зрения эксперта состояние такого покрытия сравнимо со состоянием льда на зимних стадионах, где трудно передвигаться в обычной обуви.
2) Сведения о времени суток
Если осмотр производится в темное время, то указать: наличие или отсутствие 0 дополнительного освещения (уличное освещение, свет из окон находящихся поблизости строений, свет луны в зависимости от фазы), кроме света фар транспортного средства.
3) Сведения о транспортных средствах, оставшихся на месте происшествия .
Указывается марка, модель и регистрационный номер транспортных средств; их форма, размеры, наличие в точно указанных местах повреждений и следов; рисунки протекторов шин, их размеры, глубина рисунков, наличие на шинах притертостей, повреждений и т.п. (осматриваться должно каждое колесо транспортного средства); характер груза, его вес, габариты, способ крепления; положение рычагов коробки переключения передач и ручного тормоза, указателя поворотов, переключателя света фар и т.д.; состояние рулевого управления, наличие люфтов в тягах, свободный ход рулевого колеса в градусах или миллиметрах; эффективность рабочей тормозной системы; действие ручного тормоза, свободный ход рычага и эффективность торможения; состояние внешних световых приборов, электрооборудования, стекол, исправность снегоочистите-лей, контрольных приборов, наличие и правильность установки зеркала заднего вида; исправность других узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения.
Осмотр ножного тормоза
- Величина свободного хода его педали.
- Равномерность действия ручного и ножного тормоза.
- Тормозной путь (в метрах) или замедление скорости движения (в м/с) транспортного средства, двигающегося со скоростью 30 км/час, при его торможении ножным тормозом.
- Наличие подтекания жидкости или утечки воздуха.
- Показание манометра тормозной системы.
- Исправность тормозов прицепа и т.п.
Осмотр ручного тормоза
- Насколько его рычаг не доходит до крайнего положения.
- Тормозной путь (в метрах) или замедление скорости движения (в м/с) транспортного средства, двигающегося со скоростью 15 км/час, при его торможении ручным тормозом.
- Удерживается ли ручным тормозом автомобиль с полным грузом на подъеме или спуске с уклоном 15% и автопоезд на подъеме или спуске с уклоном 4,5%. Опытные действия рекомендуется проводить вместе со специалистами.
Шины
- Указать данные, обозначенные на внешней стороне покрышки: модель, размеры, наименование завода- изготовителя (начальной буквой), месяц и год выпуска.
Размеры шин указываются в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм).
На автомобильных шинах низкого давления (1,75 - 5,5 атм.) отмечаются размеры ширины их профиля и внутреннего диаметра, разделенные знаком - . Например, обозначение "Я-44, 7,5 M V 88" расшифровывается так: "Шина низкого давления, модель Я-44, ширина профиля шины - 7,5 дюйма, ее внутренний диаметр 20 дюймов, Московский завод, май 1988 г."
На автомобильных шинах высокого давления (5,5-7 атм.) обозначаются размеры их внешнего диаметра и ширины профиля, разделенные знаком Х.
При движении автомобиля по прямой на дороге остаются только следы его задних колес (следы передних колес полностью или частично уничтожаются задними колесами). Такие следы следует прослеживать до поворота, поскольку на нем видны следы всех колес.
Трехосный автомобиль оставляет на повороте следы колес первой и третьей осей. Если автомобиль имеет прицеп, следы его колес перекрываются следами колес его задней оси.
Прицеп оставляет волнообразные следы.
Ширина колеи определяется путем измерения расстояния между центрами следов левого и правого колес.
При наличии следов двускатных колес автомобилей измеряется расстояние между средними линиями отпечатков протекторов. Если следы неполные, нужно измерить расстояние между аналогичными элементами рисунка следов.
Длина следа одного оборота колеса определяется измерением расстояния между двумя соседними отпечатками с одними и теми же особенностями шины (заплатами, выбоинами, трещинами и т.п.).
Длина следа одного оборота равна длине окружности колеса.
4) Сведения о месте расположения транспортного средства, следов торможения, месте наезда (столкновения), границ зоны осыпи отделившихся частиц .
а) Определяется точка привязки места происшествия по длине проезжей части к неподвижному стационарному объекту, который невозможно переместить, например, столб опоры электропередач, угол строения, труба водостока, край моста и т.п.);
в) Методика производства замеров: все замеры нужно производить исключительно в прямоугольной системе координат /способ фиксации положения точки на плоскости/. В отношении осмотра мест ДТП это обязательная привязка точки:
- по длине проезжей части: путем фиксации расстояния от стационарного объекта до нее (способ фиксации указан выше);
- по ширине проезжей части: путем фиксации расстояния от края проезжей части до нее.
Для измерений по длине дороги и привязки места ДТП достаточно определить удаление от стационарного объекта только одной точки, которая и будет являться началом координат, расположенной на месте ДТП (колесо транспортного средства, след торможения, пятно крови и т.п.) и далее замеры производить, начиная с нее, передвигаясь от одной точке к следующей по "цепочке", не возвращаясь обратно.
После проведения замеров, составления схемы в черновом варианте необходимо мысленно по имеющимся размерам еще раз составить схему. При этом может оказаться, что одного-двух размеров недостает и их необходимо дополнительно определить.
Замеры по диагонали недопустимы! По ширине надо привязываться только к одной стороне проезжей части, наиболее удобной и близко расположенной к месту происшествия.
Не делайте измерений по ширине от обоих краев проезжей части! В конечном итоге это неминуемо приведет к ошибке и необходимости выбора одного из произведенных замеров в качестве правильного, что может вызвать сомнение в достоверности всех исходных данных!
г) Привязка транспортного средства к месту происшествия производится по базовым точкам, которыми являются центры передних и задних колес, при этом замеряется удаление от края проезжей части и удаление одной базовой точки по длине от стационарного объекта или точки, избранной в качестве начала координат.
д) Видимые следы торможения /видимые темные следы качения колес в виде рисунка протектора, оставленные на сухом асфальте или бетоне, колесами, тормозящим на грани остановки вращения/, "юза" колес /след скольжения протектора заблокированных
(остановившихся) колес/ должны тщательно замеряться, т.к. даже незначительная неточность может привести к ошибочному выводу эксперта при решении вопроса о скорости движения транспорта. Не используйте выражение "тормозной путь"/расстояние, которое преодолевает автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза, срабатывания тормозной системы и до полной остановки/ ! Видимые следы торможения и юза составляют лишь часть его.
Если транспорт находится на месте происшествия и его положение не изменялось, то следы торможения измеряются от начала и по имеющейся траектории до колес, которыми они были оставлены. Если же ТС на месте нет или его положение изменено, то следы также измеряются от их начала по имеющейся траектории до окончания.
Все начальные и конечные точки измерений должны привязываться по длине и ширине проезжей части в системе координат. Необходимо также указывать какими именно колесами оставлены следы.
При наличии разных по длине следов торможения от левых, правых (передних, задних) колес указывается длина каждого следа отдельно. Если после прекращения следов торможения автомобиль двигался накатом, указывается длина этого расстояния. Если тормозной след оставлен на дорожном участке с разным покрытием (при выходе в процессе торможения на обочину), на замасленных и загрязненных участках, то измеряется каждый участок следа отдельно каждого колеса до выезда на другое покрытие и по нему до окончания следа или выезда на следующий участок. В случаях, когда тормозной след прерывается, указывается длина каждого такого отрезка и величина интервалов между ними.
При описании следов автомобиля (мотоцикла, велосипеда) в протоколе осмотра места происшествия следует отражать:
- Местонахождение следов на участке прямолинейного движения, на повороте и поверхность, на которой они найдены.
- Вид и состояние грунта или покрытия дороги (асфальтированная, грунтовая дорога, глинистый, черноземный, песчаный грунт; грунт влажный, сухой и т.п.).
- Вид следов (поверхностные, объемные).
- Количество следов.
- Соотношение между следами передних и задних колес (полностью ли перекрыты следы передних колес или часть этих следов сохранилась в виде полоски (указать ее ширину).
- Размер колеи.
- Ширину отображения беговой дорожки протектора.
- Максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги.
- Строение рисунка протектора (состоящий из шашек, извилистых, ломаных линий и т.п.).
- Форму, размеры, расположение отпечатков, особенности поверхности колеса или шины (заплат, трещин, выбоин и т.п.).
- Длину следа одного поворота колеса (определяется по одной из повторяющихся особенностей).
- Длину следа торможения.
- Особенности тормозного следа: прямолинейный, криволинейный, с боковым заносом и т.п. Для случая криволинейного следа производится поперечная привязка с интервалом в измерениях через 1-2 м (в зависимости от длины).
- Радиус поворота.
- Признаки, характеризующие направление движения.
- Части (детали), а также вещества, отделившиеся от того или иного транспортного средства, их расположение относительно следов колес транспортного средства либо других ориентиров.
- Приемы и средства, использовавшиеся специалистом для изъятия следов и иных объектов.
При определении направления движения автомобиля следует учитывать следующее:
- В следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка, как правило, направлены в сторону, противоположную направления движения автомобиля.
- Направление окрашенных следов колес, образующихся в результате воздействия на них воды и грязи при переезде автомобилем луж, а также следов их высыхания, совпадает с направлением движения а
Категория: Методика, пособия и рекомендации следователю | Добавил: ARK20 (27.12.2009)
Просмотров: 3724 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
Поиск
  • Мир новостей
  • Copyright MyCorp © 2014
    Создать сайт бесплатно