Четверг, 18.04.2024, 13:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Методика, пособия и рекомендации следователю [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Методика, пособия и рекомендации следователю

О РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ УБИЙСТВАХ, СОВЕРШАЕМЫХ С ЦЕЛЬЮ ЗАВЛАДЕНИЯ ЖИЛЬЕМ


• проживание в жилище потерпевшего третьих лиц, заявляющих о совершении с потерпевшим сделки с жилой площадью;
• документальное подтверждение этой сделки;
• отсутствие в паспортном столе по месту последнего проживания потерпевшего сведений о регистрации (прописке) его на новом месте жительства;
• отношение потерпевшего к так называемой группе риска (одинокие пенсионеры, люди преклонного возраста, алкоголики, наркоманы, психически неполноценные, несовершеннолетние);
• отсутствие у потерпевшего или у его доверенных лиц крупной суммы денег или какого-либо имущества, которое было им получено при совершении сделки с жильем;
• сведения о том, что потерпевший недополучил от покупателей деньги, имущество и настаивал на удовлетворении своих требований, угрожая расторгнуть сделку.
Следственная практика свидетельствует, что чаще всего такие преступления маскируются под безвестное исчезновение потерпевшего. Поэтому при рассмотрении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан необходимо строго руководствоваться совместным указанием Генерального прокурора и министра внутренних дел № 15-16-92 от 22 декабря 1992 года "О соблюдении законности при разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан”. Подобные заявления и сообщения, поступающие в органы внутренних дел и прокуратуру, должны незамедлительно регистрироваться в соответствии со ст. 109 УПК РФ территориальными органами милиции или прокуратурой по месту проживания безвестно исчезнувшего.
При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, незамедлительно возбуждается уголовное дело. Достаточными основаниями для этого могут быть такие факты:

• отсутствует заявление в паспортном столе о снятии с регистрационного учета, которое заполняется одновременно с регистрацией на новом месте жительства. Подобное заявление не позднее 3-х дневного срока направляется в органы
регистрационного учета по последнему месту жительства заявителя. Его
получение служит основанием для регистрации на бывшей жилой площади


заявителя третьих лиц;
• после отчуждения жилья исчезнувший намеревался проживать по неопределенному адресу или по адресу, который в действительности не существует;
• после отчуждения жилья исчезнувший намеревался проживать в условиях, явно не соответствующих его образу жизни, привычкам, (например, пожилой горожанин, не имевший навыков жизни в сельской местности, хотел переехать в деревню);
• исчезнувший выражал недовольство сделкой и стремился вернуть все в первоначальное положение;
• исчезнувший требовал от покупателя (посредника) выполнения всех условий договора (доплаты деньгами, ценностями, машиной, земельным участком и др.);
• к исчезнувшему применялись различные способы принуждения к совершению сделки;
• малолетний возраст пропавшего, тем более когда жилье быстро было продано;
• отчуждение жилья, входящих в так называемую группу риска, производилось без одобрения муниципальных органов, призванных следить за законностью подобных сделок;
• исчезнувший не давал согласия соседу по коммунальной квартире на приватизацию жилья или на расселение;
• документы, связанные с приватизацией или отчуждением жилья, составлены, судя по обозначенным на них датам, после исчезновения безвестно пропавшего лица (особое внимание должно вызывать совершение сделок от имени пропавшего по доверенностям).

Для установления перечисленных фактов необходимо осуществить комплекс мероприятий, главными из которых являются:

 осмотр последнего места проживания пропавшего, опрос проживающих в нем граждан;
 опрос соседей, знакомых, родственников об обстоятельствах исчезновения, совершения сделок с жильем, приметах посредников;
 выявление фирмы-посредника или маклера, связанных с данной сделкой;
 изъятие приватизационных документов и документов сделки, изучение их содержания;
 получение сведений о деталях сделки с жильем в жилищных организациях, органах, регистрирующих операции по купле-продаже жилья.

Проверка заявлений о безвестном исчезновении граждан не должна ограничиваться запросами в информационные центры, морги, больницы. Необходимо тщательно отработать связи разыскиваемых, сверить приметы с неопознанными трупами, осмотреть оставшиеся личные вещи и документы. Место проживания безвестно исчезнувшего гражданина, даже если жилье продано, подарено, следует осмотреть особо тщательно, так как потерпевший мог быт убит в собственном жилище и его труп вывезен и захоронен. В этих случаях возможно обнаружить следы преступления, в частности крови, мозгового вещества и т.п.
Протокол осмотра нельзя подменять рапортом оперативного работника или участкового инспектора, который, как правило, чаще всего бывает скудным, малоинформативным.


Особенно тщательной проверке должны быть подвергнуты факты безвестного
исчезновения одиноко проживающих лиц, алкоголиков, наркоманов.
Если такие сведения собраны, вопрос о возбуждении уголовного дела должен решаться незамедлительно, а розыскные меры проводиться в рамках расследуемого дела, что гораздо эффективнее. Кроме того, как показала практика, попавшее в руки преступников жилье быстро перепродается.
Особую сложность представляют убийства, связанные с отчуждением жилья, в тех случаях, когда преступники маскируют их под несчастные случаи, самоубийства, некриминальную насильственную смерть (например, отравление алкоголем), под естественную смерть (прием сердечных или иных лекарств). Поэтому при проведении проверки информации о том, что умерший незадолго перед смертью совершил сделку с жильем, необходимо выдвигать и проверять версию об умышленном убийстве.



Нормативные акты, регулирующие порядок возбуждения
уголовных дел данной категории:

 Письмо Генеральной прокуратуры РФ И МВД РФ № 15-16-92 от 22.12.92 г. "О соблюдении законности при разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан”;
 Письмо Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ № 15-12-94; 1/3003 от 22.06.94 г. "О мерах по соблюдению регистрационной и исполнительской дисциплины в проведении работы по розыску пропавших без вести и установлению личности неопознанных трупов”;
 Письмо Генеральной прокуратуры и МВД РФ № 15-24-94; 1/1026 от 09.03.94 г. "О серьезных недостатках в работе по установлению личности неопознанных и невостребованных трупов”.
Категория: Методика, пособия и рекомендации следователю | Добавил: ARK20 (27.12.2009)
Просмотров: 1852 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
  • Мир новостей
  • Copyright MyCorp © 2024